«Старинный русский романс». Конспект урока музыки в 6 классе.
Автор: Балданова Атан-Туяа Жамьяновна, учитель музыки МАОУ «Петропавловская СОШ №1»
Цели урока: Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;
Сформировать понимание специфики жанра романса. Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задача: Познакомить учащихся с жанрами романсов. Показать единство к жанру романса. Возбудить интерес к жанру романса
Ход урока:
У: Здравствуйте!
Д: Здравствуйте!
Распевка, исполнение песни «Между небом»
Романс
У: Что такое романс? Какие жанры вокальной музыки вы знаете.
Д: Вокализ, песня, романс, серенада.
У: Правильно, А что такое вокализ и песня? Что такое серенада?
Вокализ исполнение голосом без слов. (Послушать)
Песня это стихи и музыка (простая форма вокальной музыки, объединяющая стихи и музыку).
Серенада это песня о любви к девушке исполняемая обычно вечером.
У: Песни бывают одноголосные, хоровые, с сопровождением или без него.
Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяет два обязательных элемента музыка и слово. В песне есть куплетная форма, мелодия выражает общий характер.
А в романсе раскрывает чувства человека, его отношения к жизни, к природе.
Эмоциональные переживания композитору помогает выразить интонация. Что такое интонация?
Д: Интонация- это сочетание в разговорной и музыкальной речи пауз, ударений, повышений и понижений, убыстрений и замедлений.
У: На прошлом уроке мы слушали романсы это
- «Гори, гори моя звезда»
- «Красный сарафан»
- «Горные вершины»
Сегодня разберем романс «Красный сарафан»
В Романсе идет диалог дочери и матери. Рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том что она не хочет выходить замуж, а её матушка вспоминает о своей молодости. Мелодия здесь плавная, широкая, напевная.
У: Как строится беседа дочери с матерью? Как меняется характер звук.
Д: Сначала поет дочь, а затем матушка. Ладовая окра, тембр?
У: Беседа строится в форме диалога.
Сначала поется в мажоре затем переходит в минор. Тональные отклонения из мажора в минор, её неторопливое плавное развертывание все это близко к народной бытовой манере.
Д/З: Выучить песню-романс М.Глинки « Жаворонок», «Я помню чудное мгновение» ответить на вопросы: кому посвятил А.С.Пушкин свои стихи? Кому посвятил М.И.Глинка свой романс?